воскресенье, 27 марта 2011 г.

LMMS для написания музыки в linux

LMMS

Web: http://lmms.sourceforge.net
Рис. 7. Главное окно LMMS
Рис. 7. Главное окно LMMS
Своим названием LMMS подобен знаменитому плейеру XMMS, поэтому человек, впервые услышав про LMMS, может решить, что это еще один плейер. На самом же деле «LMMS» расшифровывается как «Linux MultiMedia Studio». Это программа для создания музыки, а не только барабанных партий. Я помню LMMS с первой версии, когда разработчик сообщал, что-де LMMS – это «наш ответ Cubase». Однако, на Cubase он вовсе не похож, ни внешним видом, ни функциональностью. Скорее, это свободный аналог Fruity Loops. LMMS – одна из самых красивых музыкальных программ под Linux.
Итак, что же такое LMMS? Что он дает вам как музыканту, начинающему или профи? Дорожки, на которых можно записывать музыку. Мелодия пишется либо в пианоролле (эдакая таблица, где вы прямоугольниками рисуете ноты), либо в том, что в русском переводе названо редактором ритма/лейтмотива, а в оригинале – beat+bassline editor, то есть «редактор ударных и басов». Этот последний, практически, повторяет редактор паттернов в драм-машине, то есть каждая нота инструмента/дорожки может находиться лишь в одном состоянии – включена или выключена.
Так же, как каждая квартира начинается с двери, всякая программа начинается с установки. LMMS – частый гость в дистрибутивах Linux, куда он входит в уже собранном, бинарном виде. А для установки из исходников вам понадобится Qt3. Чтобы собрать LMMS на 64-битном дистрибутиве, возможно придется немного подправить скрипт configure, дабы заменить подстроку «$QTDIR/lib» на «$QTDIR/lib64».
Скорая помощь
LMMS способен использовать VST-инструменты, но такой сборки LMMS вы, пожалуй, не найдете – по лицензионным соображениям. К счастью, собрать LMMS с поддержкой VST можно и самостоятельно. Для этого надо проделать несколько шагов – установить заголовочные файлы libwine, установить Steinberg VST SDK (версий 2.3 либо 2.4 – http://www.steinberg.de/331+M52087573ab0.html), скопировать файлы aeffect.h и aeffectx.h в каталог «lmms-0.2.x/include» и наконец, запустить настройку исходных текстов:
./configure --with-vst
Кроме того, вам понадобятся заголовочные файлы библиотек вывода звука, хотя бы одной из следующих: ALSA, Jack, SDL, OSS. Также нужны библиотеки Ogg Vorbis (большинство сэмплов из комплекта LMMS идут в этом формате), libsamplerate и libsndfile. Для поддержки плагинов LADSPA исходные тексты нужно сконфигурировать с ключом --with-ladspa.
Примечательно, что в исходные тексты LMMS (и в пакетные сборки) включены сэмплы и примеры композиций, причем все это не свалено в одну кучу, а кропотливо отсортировано по тематическим папкам, которые доступны во встроенном в LMMS браузере. Кроме сэмплера, в LMMS включены также пять программных синтезаторов. Пресеты к ним в найдете в том же браузере, в папке Мои предустановки. Звучания этих синтезаторов будет более чем достаточно, если вы пишете музыку в стилях techno, trance или hip-hop, грубо говоря, все то, что можно написать в коммерческом продукте Fruity Loops, который, увы, не выпускается в Linux-версии.
Рис. 8. Вкладка сэмплов. Список «встроенных» звуков.
Рис. 8. Вкладка сэмплов. Список «встроенных» звуков.
Тематические папки с сэмплами и пресетами доступны как вкладка эдакой панели управления, которая находится в левой части главного окна LMMS. На вкладках этой панели расположены программные синтезаторы, сэмплы, файловый браузер Мои проекты (отображающий как входящие в состав LMMS песни-примеры, так и сохраненные вами проекты) и файловый браузер общего назначения, просто отображающий вашу файловую систему (Рис. 8).
Впрочем, не обошлось и без недочетов. Нигде в LMMS вы не найдете индикатора уровня выходной громкости. Есть индикатор загрузки процессора, а над ним – осциллятор текущей волновой формы. Индикатора же громкости нет. Общей громкостью можно управлять одним-единственным ползунком, причем громкость в нем измеряется в процентах. Иными словами, правильное управление выходной громкостью сигнала отсутствует. LMMS дает возможность включить лимитер, опять-таки общий, который будет гасить перегрузку сигнала, однако никаких опций у этого лимитера нет, присутствует только кнопка в двух состояниях: включено – выключено.
Нет микшера. Громкость дорожки настраивается регулятором рядом с каждой дорожкой. Панорама дорожки доступна только в окне соответствующего дорожке сэмплера или синтезатора, причем в виде двумерного поля с надписью Surround.
Поговорим об инструментах. Любой инструмент в LMMS, будь то сэмплер или синтезатор – это плагин. Когда вы хотите сыграть определенную партию сэмплом, то это осуществляется с помощью инструмента-сэмплера Audiofile Processor (Рис. 9).
Который, к слову, обладает возможность зацикливать загруженный сэмпл, то есть создавать из него петлю. Кроме того, одним нажатием кнопки устанавливается режим обратного воспроизведения сэмпла, то есть реверс. Прочие инструменты являются синтезаторами разного назначения. Например, Plucked! Stringsynthesis предназначен для эмулирования звучания струнных. Вот как он красиво выглядит (Рис. 10).
Синтезатор Organic позволяет создавать не только звуки электро-органа, но и жесткие техно-клавиши – надо только не забывать о наличии кноба Dist (от distortion – искажение) (Рис. 11).
Еще один синтезатор – Triple Oscillator – не специализируется ни в чем, поэтому область его применения очень широка (Рис. 12).
Каждый синтезатор появляется с стандартном окне с несколькими вкладками и клавиатурой внизу, на которой можно сразу же опробовать инструмент. На первой вкладке (plugin) доступен интерфейс синтезатора. Вторая вкладка – управление фильтрами обработки сигнала, поступающего от синтезатора, а также такими его параметрами, как атака, затухание и тому подобное. Третья вкладка дает возможность включить воспроизведение аккордами и арпеджио – здесь радует огромное количество пресетов. Наконец, на вкладке MIDI можно настроить взаимодействие инструмента с MIDI-устройствами.
Рис. 13. Automation editor.
Рис. 13. Automation editor.
Теперь о важном касательно синтезаторов – почти каждый их параметр может быть автоматизирован, для чего служит редактор автоматизации. Чтобы вызвать его, надо нажать правую кнопку мыши на элементе управления и выбрать в контекстном меню пункт Open in automation editor (в момент написания этих строк он еще не был переведен на русский).
В этом редакторе вы можете карандашиком рисовать изменения выбранного элемента управления на временной шкале. Таким образом можно динамически изменять, допустим, громкость инструмента на протяжении нужного вам отрезка времени, либо влиять на звучание синтезируемого звука. Наличие автоматизации такого уровня говорит о высоком классе LMMS среди прочего звукового ПО, будь то для Linux, Windows или MacOS.
LMMS вообще производит хорошее впечатление уже с самого начала. Редкая программа в первых версиях имеет такой цельный и, я бы сказал, модный графический интерфейс. Разработчикам пришлось для него много рисовать и программировать, ведь в LMMS используется большое количество нестандартных виджетов, которых в Qt просто нет – взять хотя бы фортепианную клавиатуру.
Интерфейс LMMS на первый взгляд кажется сыроватым – вероятно, из-за большого размера кнопок и некоторых других элементов управления, но потом взгляд привыкает. Кроме того, нельзя отрицать простоту использования LMMS – если, конечно, вы сталкивались ранее с подобными программами, той же Fruity Loops. Дружественность интерфейса LMMS играет очень важную роль – программу можно освоить методом «тыка». Научный «тык» необходим, поскольку за два года существования LMMS никто не удосужился написать к нему документацию. Некоторые элементы интерфейса снабжены контекстной подсказкой, но она не может заменить полноценное руководство. На сайте LMMS есть Wiki с информацией по LMMS, однако, она тоже не может претендовать на звание документации. Плохо освещены даже основные рабочие характеристики LMMS. Непонятно, какова разрядность внутреннего микширования – 16, 32, 64 бита? Как действует встроенный лимитер? Что за кнопка «высокое качество», на что именно она влияет? Где доступ к плагинам LADSPA, если я собрал LMMS с поддержкой этой технологии?
В LMMS есть импорт песен от Fruity Loops. В Wiki такая возможность заявлена как планируемая. Я нашел у себя в закромах собственные, древние композиции, написанные во Fruity Loops, и попробовал их импортировать. В самом деле, импорт некоторым образом работает – загружаются дорожки с нотами, но все дорожки (и с сэмплами, и синтезаторные) трактуются LMMS как дорожки для инструмента Audio File Processor. Кроме того, после импорта вам придется заново назначать инструментам сэмплы, но это уж не вина LMMS – ведь у Fruity Loops свои инструменты, сэмплы. А в файлах Fruity Loops хранятся, грубо говоря, только мелодии.
Еще в LMMS есть импорт MIDI, он тоже работает – сходным образом с импортом Fruity Loops, то есть после импорта вы получаете дорожки с партиями, а уж забота по распределению для них инструментов ложится на ваши плечи.
Сэмпл или образец?
Пользуясь случаем, немного покритикую русский перевод LMMS. Вкладку «Мои образцы», где находятся сэмплы, можно было бы перевести как «Мои сэмплы» – так понятнее, ибо слово «сэмпл» уже прижилось в околомузыкальной среде, и никто не говорит про сэмплы – «образцы».
Я сам противник вливания в язык иностранных слов, но слово «сэмпл» так же привычно, как, например, слово «джинсы». И хотя «jean» переводится просто – «плотная хлопчатобумажная ткань», мы говорим «надел джинсы», а не «надел плотную хлопчатобумажную ткань». На худой конец, можно использовать вместо «сэмплы» слово «звуки», однако не «образцы». Образцы выставляют в витрине или привозят на выставку.
Впечатления от LMMS следующие. Разработчики мало внимания уделяют общему, однако много – частному. Частное – допустим, есть окно «Заметки» с текстовым редактором, куда вы можете добавлять какие-то свои заметки к проекту. При этом текст не простой, а с оформлением – доступно меню для его форматирования и раскраски разными цветами. Это очень здорово, но почему такая, в принципе, второстепенная для музыки штука реализована, а индикатор громкости – нет? Я понимаю, что при микшировании LMMS все равно рубит громкость на нуле децибел, но мне нужно видеть уровни громкости и иметь возможность наглядно ими управлять. Однако должен признать, что программ такого класса и возможностей, как LMMS, довольно мало. Более того, под Windows у LMMS есть только коммерческие аналоги – FruityLoops и Orion.
Что до аналогов Hydrogen под Windows, то я давно не видел в этой системе драм-машин, которые не сделаны в виде плагинов. Помню, Steinberg одно время выпускала «отдельную» программную драм-машину BBox со славным набором сэмплов. Вот Hydrogen по ощущению работы больше всего похожа на этот BoomBox, хотя возможностей у Hydrogen больше.
Остается прибавить, что следуя добрым традициям Linux, Hydrogen и LMMS распространяются под лицензией GPL, и денег за свои продукты разработчики не берут. И в какой-нибудь другой стране, где пиратства, условно говоря, нет, музыкант-любитель вполне может позволить себе работать под Linux с хорошим набором софта, не тратя на это ни одной заграничной копейки (кроме как на скачивание из Сети).

Комментариев нет:

Отправить комментарий